Движение воздуха в классных комнатах

На тепловой комфорт людей, находящихся в помещении, существенное влияние оказывает разница между температурой наружной стены и воздуха. Если величина ее больше 3°, увеличивается теплоотдача, что может обусловить нарушение теплового комфорта человека. Как показывают специальные исследования, в классных комнатах южной, юго-восточной и юго-западной ориентации разница между температурой наружной стены и воздуха в большинстве случаев не превышает 3°. Напротив, в классных комнатах северной ориентации (особенно в неотапливаемый сезон года) она составляет 4-6°,5. Скорость движения воздуха в классных комнатах изученных ориентации очень незначительна и в основном находится в пределах 0,03- 0,1 м/сек. Малоподвижный воздух наряду с другими факторами усугубляет неблагоприятные условия микроклимата в классных комнатах южной и особенно юго-восточной ориентации. Действительно, учащиеся, занимающиеся в классной комнате южной ориентации, нередко, особенно весной и осенью (апрель, май и сентябрь), испытывают ощущения «тепло» и «жарко» (при температуре кожи лба 34,1-36,5°), частые головные боли, поташнивания. Еще более неблагоприятные условия обнаружены в классах юго-восточной ориентации: 61,5% учащихся отмечают ощущения «жарко» и «тепло» (при температуре кожи лба 34-36°,7 ), учащаются жалобы, особенно весной и осенью, на головные боли, тошноту, обильное потоотделение. Данные о тепловом самочувствии учащихся, обучающихся в классной комнате юго-западной ориентации, более благоприятны: только 12,1% учащихся в мае и сентябре испытывали ощущения «жарко» и «тепло». Головные боли и тошнота совсем не отмечались, так же как и у детей; занимающихся в помещениях северной ориентации. В неотапливаемый сезон года теплоощущение «прохладно» наблюдалось у 21,9% учащихся в классной комнате северной ориентации, у 6% учащихся в комнате южной ориентации и в единичных случаях в помещениях, ориентированных на юго-восток и юго-запад.

В первом случае это обусловлено, по-видимому, значительной разницей между темпера турой внутренней поверхности наружной стены и воздуха (4-6°) скоростью его движения, достигающей в отдельные дни 0,25-0,30 м/c (на уровне ног). В эти дни учащиеся, сидящие в первом от окон ряду парт, ощущали усиленные токи воздуха.