Типовое проектирование сельскохозяйственных зданий

Из приведенных примеров видно, что проекты мастерских, гаражей, коровников, свинарников и других сельскохозяйственных сооружений требуют серьезной доработки. Типовое проектирование сельскохозяйственных зданий с применением сборного железобетона только начинает развиваться. Поэтому сейчас нужно пересмотреть существующие проекты на основе единых конструктивных схем. Одним из недостатков является чрезмерная отдаленность отдельных объектов строительства от заводов, изготовляющих железобетонные детали. Многие машинно-тракторные станции-заказчики были расположены на расстоянии свыше 100 км, а некоторые, например Виноградовская МТС, не имели хороших подъездных дорог. Это затрудняло и удорожало перевозку железобетонных деталей, особенно колонн, балок, прогонов.

Для перевозки этих деталей требуются прицепы. В дальнейшем необходимо располагать предприятия, изготовляющие детали, ближе к потребителям. Вызывает сомнение целесообразность дальних перевозок таких громоздких и в то же время несложных деталей, как башмаки для колонн, которые занимают значительный объем в общем количестве сборного железобетона для сельскохозяйственных построек: от 20% в мастерских и до 55% в гаражах. Более выгодно организовать изготовление башмаков вблизи от мест строительства, на открытых площадках, или даже выполнять их монолитными на постройке. В мастерских МТС кровельные плиты составляют 31% всего объема сборного железобетона. Целесообразно заменить их транспортабельными асбофанерными листами типа «ВУ». Нельзя забывать, что расходы, связанные с транспортировкой материалов, в городском жилищном строительстве составляют в среднем 15% от общей стоимости здания.

В сельском строительстве, в связи с увеличением расстояния перевозок, этот процент повышается. Следует использовать опыт перевозок длинномерных деталей для мастерских МТС в большегрузных прицепах-трайлерах конструкции Минского автозавода. Эти машины одновременно перевозят до 25 т шестиметровых изделий и обладают повышенной проходимостью.