Ультрафиолетовый режим

Многие авторы, предлагающие ориентировать классные комнаты на южные стороны горизонта, аргументируют преимущества этих румбов обеспечением не только достаточной освещенности рабочих мест, но и проникновением внутрь помещений ультрафиолетовой радиации, которая, как известно, оказывает санирующее (обеззараживающее) действие на воздух комнат и благотворно влияет на развитие растущего организма ребенка. Изучение ультрафиолетового режима внутри классных комнат показало, что весной и осенью в ясные солнечные дни ультрафиолетовая радиация в классных комнатах южной и юго-восточной ориентации интенсивнее, чем в комнатах северной и юго-западной ориентации. Но это относится только к первому со стороны светопроемов ряду парт. Во втором и третьем рядах парт комнат всех ориентации особой разницы в степени радиации не отмечено. Зимой, когда окно (одно) открывалось только во время перемен, во всех комнатах ультрафиолетовая радиация была незначительной, составляя в первом ряду парт примерно третью часть от интенсивности осенних месяцев. Во все сезоны года внутри комнат всех изученных ориентации интенсивность ультрафиолетовой радиации как в ясные, так и особенно в пасмурные дни крайне незначительна: сотые, реже десятые доли миллиграммов разложившейся щавелевой кислоты или сотые, десятые доли биодозы. Таким образом, классные комнаты, ориентированные на юг и юго-восток, в осенне-весенний периоды года находятся в лучших условиях ультрафиолетового облучения, но главным образом в первом ряду парт. В зимний период и пасмурные дни весны и осени эта разница почти сглаживается. Следовательно, при обосновании выбора ориентации классной комнаты для средней климатической полосы УССР ультрафиолетовая радиация солнца едва ли может считаться ведущим фактором. Вопрос этот требует дальнейшего изучения, в частности биологического действия рассеянной радиации солнца, роста остекления и бактерицидного эффекта дневного света внутри помещений.